Технико-экономические показатели и организация бурения
Рассмотрим основные показатели бурения и строительства скважин в целом.
Механическая скорость Vм:
V =h/t,
где h - проходка, м; t - продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки интервалов, ч.
Таким образом, Vм - средняя скорость углубления забоя. Она может рассчитываться по отдельному долоту, отдельному интервалу, всей скважине и т.д.
Рейсовая скорость Vр:
Vр=hд/(tб+tспо),
где hд - проходка на долото, м; tб- продолжительность работы долота на забое, ч; tспо-продолжительность спуска и подъема долота, наращивания инструмента, ч.
Проходка на долото - очень важный показатель, определяющий расход долот на бурение скважины, потребность в них по площади УБР.
Техническая скорость Vт (м/ст.-мес.) отражает технические и технологические возможности буровых установок, способов, режимов бурения буровой бригады:
Vт =L/Tпр,
где L - глубина скважины, м; Тпр - производительное время работы буровой бригады (мес), оно включает все время механического бурения, спуско-подъемных операций, крепления, нормативное время на ремонт, вспомогательные работы и т.д.
Коммерческая (общая) скорость Vк (м/ст.-мес):
Vк=L/Тк,
где Тк - календарное время от начала подготовительных работ к бурению до сдачи скважины в эксплуатацию (или бригадам по испытанию скважин), мес.
Коммерческая скорость определяет, сколько скважин, тысяч метров пробурено буровой бригадой за месяц, квартал, год, сколько бригад надо иметь, чтобы выполнить план и т.д.
Цикловая скорость Vц (м/ст.-мес):
Vц=L/Tц,
где Тц - календарное время от начала строительно-монтажных работ до окончания демонтажа буровой установки, мес.
Цикловая скорость характеризует использование буровых установок, являющихся основными фондами. Она позволяет определить, сколько буровых установок необходимо иметь для выполнения планового объема работ.
Общий уровень организации буровых, строительно-монтажных работ четко проясняется при сравнении цикловой, коммерческой и технической скоростей бурения. Чем лучше организация строительно-монтажньк работ, тем ближе Vц и Vк; чем совершеннее технология бурения, меньше аварий, тем Vк ближе к Vт.
Передовые строительно-монтажные бригады перебазируют тяжелые буровые установки за несколько часов, а в год монтируют свыше 200 буровых.
Монтаж - демонтаж крупных блоков сводился к сборке и разборке коммуникаций между блоками. Транспортировка блоков в зависимости от расстояния предусматривалась либо вертолетами, либо наземным транспортом. Цикл строительства скважины включает:
- подготовительные к строительству буровой работы (строительство подъездных путей, линий электропередач, линий связи, трубопроводов, бурение скважины на воду, выравнивание и обваловка площадки или кустового основания и др.);
- строительно-монтажные работы (сборка буровой, монтаж на новой точке);
- подготовительные работы к бурению (осмотр и наладка оборудования, оснастка талевой системы, бурение и крепление шурфа и др.);
- проводку ствола и крепление;
- оборудование устья, испытание скважины на приток, сдачу скважины в эксплуатацию;
- демонтаж буровой установки и транспортировку на новое место;
- рекультивацию земель.
В геолого-технических нарядах, выдаваемых буровым и вышкомонтажным бригадам, выдаются наряды на выполнение этих работ, приводятся сведения о геологических условиях проходки, составе пород, зонах возможных осложнений, проектной глубине, цели и способе бурения, конструкции скважины, буровой установке, режиме бурения.
Для оценки фактического использования времени на отдельные виды работ составляют баланс времени строительства скважины, где отмечаются и простои при выполнении предусмотренных работ, и время на ликвидацию аварий, осложнений, и простои по организационным вопросам. Анализ баланса времени позволяет выявить резервы для снижения непроизводительных затрат времени, увидеть возможность изменения соотношения времени между спуско-подъемными операциями, креплениями, вспомогательными работами и др.